Что может и чего НЕ может делать банк при просрочке

Что может и чего НЕ может делать банк при просрочке

Обновлено - 17.05.2017

Досудебное разбирательство

Банку разрешено:

  1. Напоминать заемщику о его просроченной задолженности: отправлять письма, звонить и присылать sms-сообщения.
  2. Объяснять чем грозит неуплата задолженности заемщику.
  3. Выезжать к должнику на место жительства или работы для вручения уведомления о задолженности.
  4. Предлагать удобные схемы погашения задолженности, отсрочку платежа, списание части просроченной задолженности и пени при условии возобновления платежей.
  5. При игнорировании действий банка и неуплате долга банк может подать в суд на недобросовестного заемщика.
    Единого условия подачи иска в суд нет. Согласно ЗУ «О банках и банковской деятельности» банки самостоятельно решают, когда подавать в суд на неплательщика: в некоторых банках установлено достижение определенного количества дней просрочки, (например, просрочка свыше 90 дней считается проблемной), в других банках - это зависит от размера просроченной задолженности – 10-20 тыс. грн.

Согласно ЗУ «О защите прав потребителей» банку запрещено:

  1. Предоставлять неправдивую информацию о последствиях неуплаты потребительского кредита.
  2. Изымать материальные ценности у заемщика без его согласия или без получения соответствующего судебного решения.
  3. Указывать на конвертах с почтовыми сообщениями информацию о том, что они касаются неуплаты долга или потребительского кредита.
  4. Требовать взыскания любых сумм, не указанных в договоре о предоставлении кредита.
  5. Обращаться без согласия заемщика за информацией о его финансовом состоянии к третьим лицам, которые связаны с ним семейными, личными, деловыми, профессиональными или другими отношениями.
  6. Требовать возврата потребительского кредита, срок давности которого истек.

Судебное разбирательство

Если договориться с банком не удалось, платежи и просрочка не погашаются, то следует ожидать подачи иска в суд со стороны банка на взыскание задолженности с должника.

Во время судебного разбирательства рекомендуем обратить внимание на:

  1. Расчет задолженности, начисление процентов, сумму пени и штрафов. Проверить, правильно ли банк произвел все расчеты, соответствует ли размер процентов, пени и штрафа условиям договора.
  2. Размер штрафных санкций. Согласно ст. 18 ЗУ «О защите прав потребителей» условия договора несправедливы, если штрафные санкции превышают 50% от суммы задолженности. А согласно ст. 233 ГКУ в случае если подлежащие к оплате штрафные санкции слишком велики по сравнению с убытками кредитора, суд имеет право снизить размер санкций.

Решение суда получено

После вынесения решения суда банк и заемщик могут его оспорить в апелляционном суде. Решение апелляционного суда подлежит выполнению, если должник не спешит его выполнять, банк передает его в работу исполнительной службы.

Исполнитель открывает исполнительное производство по взысканию задолженности и уведомляет об этом должника, который в течение семи дней может добровольно погасить свой долг (ст.25 ЗУ “Об исполнительном производстве”).

По истечение семидневного срока гос. приступает к принудительному взысканию долга.

В первую очередь взыскание проводится с официальных поступлений должника и не должно превышать 20% от поступлений до полного погашения задолженности.

В случае отсутствия денег у должника взыскание обращается на движимое, а затем и недвижимое имущество. Как правило, исполнительное производство начинается с того, что государственный исполнитель приходит по месту жительства должника, описывает и налагает арест на его имущество. Но и это сделать непросто. Конституция гарантирует неприкосновенность жилища. Проникнуть в квартиру, сделать там осмотр или обыск разрешается исключительно на основании решения суда. И исполнитель может описать имущество должника только в том случае, если тот захочет пустить его в свой дом.

В Приложении к ЗУ “Об исполнительном производстве” указано имущество, на которое не может быть обращено взыскание:

  1. Вещи и предметы домашнего обихода, необходимые должнику и лицам, находящимся на его иждивении:
    • одежда - в расчете на каждого человека: одно летнее или осеннее пальто, одно зимнее пальто или тулуп, один зимний костюм (для женщин - два зимних платья), один летний костюм (для женщин - два летних платья), головные уборы по одному на каждый сезон. Для женщин, кроме того, два летних платка, один теплый платок (или шаль) и другая одежда, изношенная более чем на 50 процентов;
    • обувь - по одной паре летней, осенней, зимней и другая обувь, изношено более чем на 50 процентов;
    • белье - по две смены на каждое лицо;
    • постельные принадлежности (матрас, подушка, две простыни, две наволочки, одеяло) и два личных полотенца на каждое лицо;
    • необходимая кухонная посуда;
    • один холодильник на семью;
    • мебель - по одной кровати и стулу на каждое лицо, один стол, один шкаф на семью (кроме мебельных гарнитуров, на которые может быть обращено взыскание);
    • все детские вещи.
  2. Продукты, необходимые для личного потребления должнику, членам его семьи и лицам, находящимся на его содержании, - в расчете на три месяца.
  3. Топливо, необходимое должнику, членам его семьи и лицам, которые находятся на его содержании, для приготовления пищи и обогрева помещения в течение шести месяцев.
  4. Одна корова, а в случае отсутствия коровы - одна телка; если нет ни коровы, ни телки - одна коза, овца или свинья - для лиц, занимающихся сельским хозяйством.
  5. Корм для скота, который не подлежит изъятию в количестве, необходимом для кормления скота до начала ее выгона на пастбище или до сбора новых кормов.
  6. Семена, необходимые для очередного сева (осеннего и весеннего) и несобранный урожай - для лиц, занимающихся сельским хозяйством (кроме земельных участков, на которые наложено взыскание).
  7. Инструменты, необходимые для личных профессиональных занятий (швейные, музыкальные и т.д.).

Полезные ссылки